Ту-334 стал казанским
20 апреля 2005 года

На организацию серийного производства Ту-334 в Казани отводится около двух лет: первая машина должна выйти в 2007 году, на год позже ожидаемого авиаперевозчиками срока.

ОАО «Туполев» (прежде КБ «Туполев») приступило к проектированию ближнемагистрального самолета Ту-334 (вместимость до 102 пассажиров, дальность полета 3150 км, крейсерская скорость 820 км час) в 1986 году. Первая машина была собрана шесть лет назад, но лишь в декабре 2004 года ОАО «Туполев» официально получило сертификат типа на ближнемагистральный самолет Ту-334-100. Стоимость лайнера в стандартной комплектации — $15 млн (для сравнения: стоимость выпускаемого на КАПО Ту-214 — более $25 млн). Ту-334 должен пойти на замену региональных самолетов Ту-134, Як-42, Ан-24, установленный ресурс эксплуатации которых истекает в этом году. По прогнозу ОАО «Туполев», к 2010 году потребность авиаперевозчиков в Ту-334 может составить 170 машин.
Напомним, что по окончании конструкторской разработки Ту-334 в 1999 году правительство РФ назначило его головным производителем ФГУП “Российская самолетостроительная корпорация “МиГ” (специализируется на выпуске боевых истребителей с одноименным названием). Корпорация предложила строить самолет в кооперации с авиазаводами в Таганроге, Ульяновске и Казани, а окончательную сборку проводить в цехах производственного комплекса в Луховицах (Подмосковье). Как сообщал ранее “Ъ” директор программы по производству Ту-334 РСК “МиГ” Владимир Кравчук, за это время корпорация освоила $43 млн, однако значительная часть этих денег была направлена на организацию серийного производства Ту-334 на киевском авиазаводе “Авиант” (на котором выпущено 5 самолетов — „Ъ“). В то же время российские производители не имели размещенных заказов на изготовление комплектующих (в частности, КАПО в свое время рассматривалось как производитель крыла). Источник “Ъ” в «МиГ» объяснял сложившуюся ситуацию тем, что продвижению кооперационной программы в России препятствует ОАО “Туполев”. По словам источника, «туполевцы не передали в полном объеме конструкторскую документацию, зато активно ведут кулуарные игры». В самом же ОАО “Туполев” утверждали, что в последние годы РСК «МиГ» почти не участвовала в программе по сертификации и подготовке к серийному производству Ту-334 в России. Стремление головного разработчика перенести производство Ту-334 на КАПО было поддержано главой департамента агентства по промышленности Юрием Коптевым. В феврале 2005 года во время своего визита в Казань господин Коптев заявил, что «последние два года в судьбе Ту-334 оказались потерянными».
Вчера стало известно, что 15 апреля по предложению министерства промышленности и энергетики РФ премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал постановление об организации серийного производства Ту-334 на ФГУП “КАПО им. Горбунова”. Согласно документу, федеральному агентству по промышленности поручено утвердить план мероприятий по развертыванию производства. Общая стоимость затрат не разглашается. Зато оговорено, что финансирование подготовительных мероприятий в 2005-2006 годах будет проходить “с участием Республики Татарстан”. Напомним, что осенью прошлого года президент Татарстана Минтимер Шаймиев уже выразил готовность выделить на эти цели $30 млн. (см. „Ъ“ от 9 сентября 2004 года). При этом участие федерального бюджета в программе подготовки Ту-334 в серию также не исключается, но в гораздо более скромных суммах. Как заявил “Ъ” заместитель генерального директора Александр Затучный, всего в рамках ФЦП “Развитие гражданской авиации до 2015” предусмотрено выделение 60 млн рублей под реализацию проекта Ту-334.
На организацию серийного производства Ту-334 отводятся два года: выпуск самолета должен начаться в 2007 году (производство одной машины займет 16-18 месяцев). Вчера Александр Затучный заявил “Ъ”, что постановка регионального лайнера в серию уже подкреплена контрактами на покупку самолетов. Среди наиболее вероятных покупателей в ОАО “Туполев” назвали небольших региональных авиаперевозчиков, в частности, московскую авиакомпанию ООО “Авиастар-Ту” и волгоградскую “Волга-Авиаэкспресс”. Правда, представители названных компаний подтвердили только факт подписания протоколов о намерениях. Заинтересованность в приобретении выразили также в авиакомпании “Татарстан”, остро нуждающейся в обновлении авиапарка. При этом авиаперевозчики выразили удивление поздним сроком выхода машины на рынок. “А будет ли самолет?” — скептически спросили “Ъ” в одной из авиакомпаний. Вчера руководство КАПО им. Горбунова не смогло объяснить причины длительного периода подготовки.
Примечательно, что в РСК «МиГ» не сожалеют по поводу перехваченного “Туполевым” проекта. “Мы искренне рады тому, что с нашей корпорации сняли это тяжелое бремя”, — прокомментировала решение правительства пресс-секретарь РСК “МиГ” Елена Федорова. “На производство Ту-334 у “МиГа” не было заключено твердых контрактов, поэтому нам бы пришлось оттягивать финансовые ресурсы с других заказов. Мы не можем себе этого позволить”.

ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Казань"